Антон Карпов

ЮНИКСОВАЯ ФАМИЛИЯ

У директора одной петербургской компьютерной фирмы, Анатолия Сергеевича Краюшкина, полетел "виндоус". Серьезно так полетел, основательно. Драйвера ли он кривые накануне поставил, или вирус где подцепил - уже неизвестно, на то он и "виндоус", чтобы окрашивать монитор в синюшные тона в самый неподходящий момент. Краюшкин запускал утилиты восстановления системы, загружался в безопасную конфигурацию, очищал системный реестр, в приводе компакт-дисков, сменяя один другой, появлялись "реаниматоры" и "операционные доктора", но все это или не помогало, или вызывало еще более ужасные сбои. Приезжал системный администратор. Он поковырялся в системе, попробовал деинсталлировать все, что только возможно, но и это не помогало. На предложение удалить "виндоус" и поставить, наконец, Линукс, директор ответил отказом. Все в офисе - инженеры, программисты, сисадмины, даже секретарша Людочка предлагали каждый свой метод реанимации скоропостижно скончавшейся операционной системы. Между прочим и ведущий специалист Костя Творожцов пришел к нему и посоветовал вызвать специалиста из технической поддержки "Майкрософт".

- Тут у нас, Анатоль Сергеич, - сказал он, - в городе, в представительстве "Майкрософт" года два назад работал системщик Кирилл. Восстанавливал компьютеры - первый сорт! Бывало, поковыряется в системных конфигураторах и утилитах, какие-то программки запустит - и система как новенькая! Умение у него в этой области было большое.

- Где же он теперь?

- А после того, как его за торговлю пиратскими копиями уволили, за городом живет, два часа на электричке. Теперь только настройкой компьютеров и кормится. Ежели кому нужен сервер под "виндоус" сделать, или компьютер там починить - едет, помогает. Напишите ему, Анатоль Сергеич, емейлом, что так мол и так, у директора крупной фирмы система полетела, прошу помочь. А деньги за работу через "Вебмани" переведете.

- Ерунда! Какой на "виндоус" сервер-то?! Так, глюки одни.

- А вы попытайтесь, Анатоль Сергеич. Он, правда, с Линуксом и вообще с юниксовыми операционками не очень, но вот что касается "виндоус" - просто чудодейственный парень!

- Попробуйте, Анатолий Сергеевич, - взмолилась секретарша, - вы вот не верите, что человек можен на "виндоусе" полноценный сервер сделать, а я сама видела. Ежели он сервера поднимает, что ему вашу персоналку восстановить стоит?

- Ну ладно, - согласился Краюшкин, - попытка не пытка, отчего ему не написать. Ну, какой у вашего виндузятника емейл? Куда писать-то?

Директор сел за соседний компьютер и открыл окно почтовой программы.

- Его в интернете каждая собака знает, - сказал Творожцов, - адрес почтовый у него на gmail.com, такой же, как и его фамилия. Кирилл...

- Ну?

- Кирилл... а по фамилии... а фамилию вот забыл!... Черт, какая ж у него фамилия. К вам шел - помнил.... Погодите...

Ведущий специалист открыл крышку своего ноутбука, который тут же активно зашуршал жестким диском - Творожцов торопливо рылся в адресной книге. Краюшкин и секретарша взирали на это процесс нетерпеливо.

- Ну что же?! Скорей! Нашел?

- Сейчас... Кирилл... не найти мне никак! Такая простая еще фамилия, словно как бы юниксовая... вот ведь, человек в "Майкрософт" работал, а фамилия юниксовая.... Сендмылин? Нет, не Сендмылин. Постойте... Суидный что ли? Нет, и не Суидный. Помню, фамилия юниксовая, а какая - из головы вылетело...

- Мозиллин?

- Нет. Постойте... Мозиллин, Мозилкин, Мозиллов.... Бейсиков...

- Это уже виндовая, а не юниксовая. Вимов?

- Нет, и не Вимов. Емаксов... Апачин... все не то!

- Ну так как же мне ему теперь писать-то? Ты подумай!

- Сейчас. Постфиксов... Екзимов... Рутов...

- Туров? - спросила секретарша?

- Нет-нет. Не то. Забыл!

- Так зачем же ты, елы-палы, с советами лезешь, если забыл? - рассердился директор на своего подчиненного. - Иди работай!

Ведущий специалист медленно вышел из кабинета, а Краюшкин в который уже раз отчаянно повернул голову в сторону монитора, на котором одна за другой выползали "критические ошибки системы", и заходил по комнате.

- Вот блин! - вопил он - Вот гребаная система! Ну невозможно работать!

Творожцов сел в свой закуток в углу офиса, отгороженный пластиковыми офисными перегородками, уставился в монитор и стал вспоминать фамилию системщика:

- Мандрейкин.... Слакварин.... Дебиановский.. Нет, не то! Гентушный... Сусешный...

Немного погодя, его позвали к директору.

- Вспомнил? - спросил Краюшкин.

- Нет еще, Анатолий Сергеевич

- Может быть, Сваретов? Аптгетов? Нет?

И в офисе все, наперебой, стали изобретать фамилии. Перебрали все дистрибутивы линукса, сетевые утилиты, известные программы и даже системные вызовы POSIX. В курилке, в столовой, в коридоре и в комнате для совещания люди ходили из угла в угол, и, почесывая затылки, искали фамилию.

Ведущего специалиста то и дело требовали к директору.

- Лилов? - спрашивали у него. - Грубов? Систрейсов?

- Нет, нет, - отвечал Творожцов и, закатив глаза, продолжал думать вслух. - Кисметов... Трейсрутов... Снортов...

Взбудоражилась вся контора. Замученный директор пообещал премию и день отгула тому, кто вспомнит настоящую фамилию, и за ведущим специалистом стали ходить толпами.

- Сорцев! - говорили ему. - Гнушный! Столлманов!

Но наступил конец рабочего дня, а фамилия все еще не была найдена. Так и разошлись по домам, не отправив емейла.

Директор Краюшкин не спал всю ночь. На следующий день ему нужно было отправлять важные документы, а дописать их было негде. В два часа ночи он позволил Творожцову.

- Не Гномов ли? - спросил он отчаянным голосом.

- Нет, Анатоль Сергеич, не Гномов, - ответил ведущий специалист компании и виновато вздохнул в телефонную трубку.

- Так может быть фамилия не юниксовая, а какая-нибудь другая! 

-  Да точно вам говорю, юниксовая! Это я отлично помню!

- Какой же ты, Костя, беспамятный... Если систему не починят и я не успею подготовить документы к вечеру, эта фамилия мне будет дороже, кажется, всего на свете. Замучился!

 Утром директор опять вызвал системного администратора, который накануне предлагал ему снести "виндоус" и поставить Линукс.

- Ставь! - решил он. - Не могу больше тянуть время.

Администратор сбегал за диском дистрибутива (кажется, это была Слакварь) и через полчаса на рабочей машине директора, переливаясь всеми красками новейшей графической системы KDE, стоял Линукс, а в эмуляторе инородных приложений, к коим линуксоиды в первую очередь относят Microsoft Office, был запущен привычный глазу директора "Ворд" с важным документом, который Краюшкин торопливо заканчивал, изредка отвлекаясь полюбоваться новой системой. Потом он вышел в курилку, где, уже не так активно, словно по инерции, продолжался процесс поиска сокровенной, но уже бесполезной фамилии. Творожцов был единственным, кто не курил, а, глядя себе под ноги, сосредоточенно и мучительно думал.

- Либтулов... Автоконфов... - бормотал он - Фрисванов... Айписпеков...

- Костя! - обратился к нему сисадмин Серега Осетров, который ставил директору Линукс - Костя, я сделал тебе аккаунт на нашем корпоративном сайте. Пароль и логин кинул тебе в почту.

Творожцов тупо посмотрел на Осетрова, как-то неестественно улыбнулся, и, не сказав в ответ ни единого слова, помчался в кабинет директора с такой скоростью, будто в бухгалтерии выдавали зарплату.

- Вспомнил, Анатолий Сергеевич! - закричал он радостно, не своим голосом, влетая в кабинет директора. - Вспомнил, слава Богу! Логинов! Логинов фамилия системщика, что "виндоус" восстанавливает. Пишите, Кирилл Логинов собака гмаил точка ком. 

- Обломись! - сказал директор, с презрением поднеся к лицу ведущего специалиста диск с дистрибутивом Линукса. - Не нужно мне теперь твоей юниксовой фамилии. У меня у самого теперь юникс. Обломись!

Октябрь 2005, СПб
http://www.livejournal.com/users/toxa/

Оригинал: http://lib.ru/LITRA/CHEHOW/loshad.txt